Специальное образование

Положение об опорном учреждении

                                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                     Заведующий

                                                                                                                                                     государственным учреждением

                                                                                                                                                     образования 

                                                                                                                                                     "Детский сад №3 г.Узда" 

                                                                                                                                                     ____________О.В.Черноус

                                                                                                                                                     01.09.2022г

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об опорном государственном учреждении образования «Детский сад 33 г.Узда»,

реализующем образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия создания и порядок организации деятельности опорного учреждения, реализующего образовательные программы  дошкольного и специального образования системы специального образования Минской области (далее - опорное учреждение образования).

1.2. Статус "Опорное учреждение образования" определено  на основании приказа  управления по образованию, спорту и туризму Узденского районного исполнительного комитета Минской области от 26.08.2021г № 463 

 «Об определении опорных учреждений образования».  

1.3. Признание учреждения образования опорным учреждением образования не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и в его Уставе не фиксируется.

1.4. Опорное учреждение образования в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании нормативными правовыми документами Республики Беларусь и иными локальными актами.

2.ЗАДАЧИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Задачами опорного учреждения образования являются:

  • обеспечение доступности дошкольного  образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями  и при получении дополнительного образования в соответствии с образовательными стандартами;
  • создание специальных условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;
  • концентрация материально-технических, педагогических, интеллектуальных и информационных ресурсов по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
  • создание необходимой оптимальной образовательной среды для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включая безбарьерный доступ в учреждение образования;
  • накопление практического опыта работы с детьми с особенностями психофизического развития, распространение  инновационного ресурса, разработанного и (или) апробированного в опорном учреждении образования, в образовательной практике региона, области, республики;
  • работа с детьми,  родителями, педагогами, воспитателями учреждения образования по формированию позитивного отношения к лицам с особенностями психофизического развития;
  • организация волонтерской работы для сопровождения лиц с особенностями психофизического развития;
  • участие в разработке региональных программ методической поддержки специалистов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития в  условиях образовательной интеграции, повышение их профессиональной компетентности;
  • участие  в разработке региональных программ психолого-педагогической поддержки  законных представителей  детей с особенностями психофизического развития, осваивающих 0содержание образовательных программ специального образования, а также законных представителей  нормально развивающихся детей;
  • организация и проведение конференций, семинаров, практикумов и иных мероприятий по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
  • оказание организационно-методической помощи администрации учреждения образования, реализующим образовательные программы специального образования;
  • организация и проведение консультаций для педагогических работников региона, реализующих образовательные программы специального образования в условиях образовательной интеграции, по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с  особенностями психофизического развития с использованием соответствующих ресурсов опорного учреждения образования;
  • эффективное использование материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Организационно-методическая работа:

  • подготовительная работа с  воспитанниками и их законными представителями  по принятию условий и правил функционирования специальной группы   или группы интегрированного обучения и воспитания;
  • подбор кадров для работы в специальной группе, группе интегрированного обучения и воспитания;
  • организация и осуществление на диагностической основе коррекционно-образовательного процесса, коррекционно-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития;
  • программно-методическое обеспечение процесса интегрированного обучения и воспитания;

3.2. Работа по созданию адаптивного образовательного пространства:

  • создание адаптивной образовательной, в том числе безбарьерной, пространственной среды в учреждении образования в целом (организация макропространства);
  • создание доступного развивающего пространства, обладающего наибольшим стимулирующим и поддерживающим потенциалом, в  группе (организация микропрорстранства);
  • организация воспитательной работы с обязательным включением лиц с особенностями психофизического развтия в совместную деятельность (трудовую, бытовую, художественную, оздоровительную, спортивную и др.).

3.3. Информационно-методическая работа:

  • осуществление комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения развития  воспитанников с особенностями психофизического развития;
  • активное использование в коррекционно-образовательном процессе современных информационных коммуникационных технологий, адекватных возможностям и потребностям  воспитанникам;
  • пропаганда инклюзивных процессов в образовании, работа по формированию толерантного отношения в обществе к лицам с особенностями психофизического развития;

4.ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Деятельность опорного образовательного учреждения направлена на создание единого научно-методического пространства, обеспечивающего реализацию направлений для региональной системы образования.

4.2. Деятельность образовательного учреждения в режиме опорного может быть прекращена в случае невостребованности содержательных и организационных форм деятельности образовательной интеграции или по другим обоснованным причинам.

4.3. Опорное учреждение образования имеет право осуществлять международное сотрудничество в сфере образования в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

4.4. Опорное учреждение образования имеет право осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в соответствии с законодательством.

5.ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

5.1. Финансирование деятельности опорного учреждения образования осуществляется за счет бюджетных средств, выделяемых учреждениям образования из  местных бюджетов, а так же иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

5.2. Допускаются внебюджетные источники финансирования.

свернуть

Нормативные правовые документы

свернуть

Научно-методическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса

Перечень учебных изданий, рекомендованных для использования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью

Учебные программы специального образования:

  1. Программа коррекционных занятий "Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром" учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), 2017 год
  2. Программа коррекционных занятий "Обучение игре" учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), 2017 год
  3. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. – Минск: НИО, 2007.
  4. Выхаванне і навучанне дзяцей дашкольнага ўзросту з затрымкай псіхічнага развіцця. – Мінск: НМЦэнтр, 2000.
  5. Проект программы коррекционно-развивающей работы "Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения"
  6. Программа коррекционных занятий "Логоритмические занятия" учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (заикание). I-IV годы обучения, 2016
  7. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. – Минск: Народная асвета, 2007
  8. Программа коррекционных занятий "Социально-эмоциональное развитие" учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью. I-V годы обучения, 2016
  9. Программа коррекционных занятий "Пространственно-временная ориентировка" учебного плана специального дошкольного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью, 2017 год
  10. Учебная программа по образовательной области "Искусство" для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, 2017 год
  11. Учебная программа по образовательной области "Развитие речи" для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, 2017 год
  12. Учебная программа по образовательной области "Элементарные математические представления" для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью, 2017 год

Интернет ресурсы

http://adu.by/ru/

http://www.asabliva.by

свернуть

План работы опорного учреждения

2022/2023 учебный год 

 

ПЛАН РАБОТЫ

ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

на 2022/2023 учебный год

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

Постояннодействующий консультативный пункт на базе опорного учреждения образования по вопросам специального образования на уровне дошкольного для специалистов Узденского района

постоянно

Заместитель заведующего по основной деятельности, учителя-дефектологи

2

Актуализация электронного банка  ”Нормативное правовое обеспечение интегрированного обучения и воспитания“.

01.09.2022

Заместитель заведующего по основной деятельности

3

Методический телемост «Актуальные направления работы учреждений дошкольного образования, реализующих программы специального образования, в 2022/2023 учебном году» (совместно с ГУО «Узденский районный ЦКРОиР)

02.09.2022

Заместитель заведующего по основной деятельности, заместитель директора ЦКРОиР

4

Музыкально-игровая программа для воспитанников специальной и интегрированных групп «Дети одной планеты»

16.11.2022

Учителя-дефектологи, музыкальные руководили

5

Размещение информации и тематических консультаций на сайте учреждения/блогах специалистов:

«Роль чтения книг в жизни дошкольника»

«Как научить детей запоминать стихи?»

«Роль семьи в формировании грамматически правильной речи у детей с ТНР»

«Речевая готовность ребёнка к школе» (для старших групп)

 

«Советы дефектологов на лето»

 

 

 

 

19.09.2022

 

 

14.10.2022

 

 

 

28.11.2022

 

 

17.05.2023

 

 

 

 

25.05.2023

 

Учитель-дефектолог Сыромятникова О.А.

 Учитель-дефект. Давыдовская А.В.

 

Учитель-дефектолог

Сыромятникова О.А.

 

Учитель-дефектолог

Измер Д.В.

 

Учитель-дефектолог

Петрович Л.В.

6

Консультация «Формирование культуры общения у детей и взрослых в условиях инклюзивного образования»

15.11.2022

 

Педагог-психолог Шишковская Д.В.

7

Мастер-класс «Использование методов визуализации в работе с детьми  с нарушениями речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи»

15.12.2022

Учитель-дефектолог

Петрович Л.В.

8

Челлендж «Стишок для дедушки Мороза»

19.12-26.12.2022

Заместитель заведующего по основной деятельности, воспитатели

9

Создание интерактивных плакатов для родителей и воспитанников «Веселые игры для непослушного язычка»

15.02.2023

Учителя-дефектологи

11

Консультация «Инклюзивная культура как фактор развития профессиональной компетентности педагога»

06.02.2022

Учитель-дефектолог

Сыромятникова О.А.

12

Родительская конференция «Маленькие причины больших неприятностей. Недостатки речи сегодня - трудности обучения завтра»

13.03.2022

 

 

Учитель-дефектолог Давыдовская А.В.

13

Круглый стол «Дети дождя среди нас»

03.04.2023

Учителя-дефектологи

14

Освещение на сайте государственного учреждения образования вопросов специального образования, мероприятий с участием воспитанников с ОПФР.

в течение года

Заместитель заведующего по основной деятельности

15

Деловая игра «Учимся взаимодействовать»

04.05.2023

Учитель-дефектолог

Измер Д.В.

 

свернуть

Педагогический опыт

В информационно-методическом кабинете учреждения

можно познакомиться с опытом специалистов по данному направлению

свернуть

Безбарьерная среда

Одним из условий социализации детей с особенностями психофизического развития является формирование безбарьерной среды жизнедеятельности в нашем учреждении.

Создание и обеспечение безбарьерной среды в ГУДО «Узденский ясли-сад №3» предусматривает:

Во-первых, беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями к дошкольному образованию

Во – вторых, в учреждении созданы материально-технические условия, которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилами нормативам, а также правилам пожарной безопасности:

     •     Учреждение имеет удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.

    •      Групповые площадки для детей располагаются в непосредственной близости от выходов из помещений этих групп.

В дошкольном учреждении предусмотрены помещения для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми: групповые помещения, кабинеты дефектологов, педагога - психолога, музыкальный и физкультурный залы. Все кабинеты и помещения оснащены необходимым игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствуют принципам необходимости и достаточности.

В соответствии со стандартом развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1)        Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство групп и всего учреждения оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Особое место отводится игровому материалу для развития восприятия и ощущений: яркого цвета, разной формы, разной фактуры, с разнообразными наполнителями.

2) Пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и возможностей детей.

 3) Вариативность среды предполагает: наличие в учреждении и группах различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр.

 4) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; расположение игр и пособий на доступном для детей уровне (ковре, низких стеллажах)

 5) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В - третьих, создание образовательной среды – предоставление равных возможностей в получении образования для детей с ограниченными возможностями и здоровых детей.

Образовательная среда учреждения:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

 4) обеспечивает открытость дошкольного образования;

 5) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В учреждении работают педагоги, имеющие соответствующую квалификацию для коррекции нарушений развития детей с ОПФР, оказания им квалифицированной помощи в освоении Программы:

    •      учителя-дефектологи,

    •      воспитатели,

    •      педагог-психолог,

    •      музыкальный руководитель;

 

Мы всегда рады нашим воспитанникам и стараемся им создать благоприятные условия для пребывания в нашем дошкольном учреждении.

свернуть

Изучаем Ваше мнение

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАПРОСОВ ПО СОДЕРЖАНИЮ РАБОТЫ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Уважаемые посетители!

С целью удовлетворения запросов, рассмотрения актуальных  для педагогических работников и законных представителей воспитанников  проблем и тематики, реализации практикоориентированного подхода просим  заполнить предлагаемую анкету по ссылке

Анкета "Опорное учреждение дошкольного образование"

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО! ВАШЕ МНЕНИЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ НАС!

 

Анкета для родителей

"Удовлетворённость родителей качеством интегрированного обучения и воспитания в условиях учреждения дошкольного образования"

свернуть