Давыдовская А.В.

Консультация для родителей «Как научить ребенка запоминать стихи?»

Многие родители считают, то заучивание и чтение стихов – это бесполезное умение, которое нужно только учителям, и в жизни никогда не пригодится. На самом деле это не так. Стихотворения в жизни малыша играют значимую роль. Малыши ведь пополняют словарный запас, тренируют память и развивают чувство ритма, которое не раз пригодится им в жизни. Но как же научить ребенка учить стихи?

Во-первых, нужно понять, что он к этому готов. Учить ребенка стихам можно и в раннем возрасте, но главное – ребенок должен уже хорошо говорить. Если малыш может из нескольких слов сложить предложение, значит, он будет в состоянии повторять за вами строки из стихотворений.

Для того, чтобы научить ребенка запоминать и читать стихивам помогут следующие методы заучивания:

  1. Стихотворение должно ребенку понравиться. А если у вас нет выбора - постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребенка, чем лично оно нравится вам.
  2. Делите стихотворение на смысловые части. Даже если вы решили выучить с ребенкоммаленькое четверостишие, поделите его на две части. Пусть ребеноквыучит сначала две строчки, а потом, еще две. Позже повторите с ним по две строчки стихотворения с интервалом в несколько часов. Затем попробуйте сложить их воедино.
  3. Постепенно увеличивайте объем стихотворений. Но не нужно торопить события – всему свое время.
  4. Читайте стихи с интонацией. Старайтесь с самого начала не только прививать малышу любовь к стихам, но и учить чувствовать их.
  5. Объясняйте значения слов в стихотворении.
  6. Попробуйте нарисовать стихотворение. Этот способ не только поможет в выучивании, но и будет способствовать развитию образного мышления у ребенка.
  7. Если что-то не складывается с рисованием, можно использовать ритм. Помочь в этом может обычный мяч, марширование или танцы. Главное, не забывать про основную цель и постоянно проговаривать стихотворение. Таким образом, незаметно произойдет превращение учебы в игру.

А чтобы ребенок запоминал стихи быстро, пойте с ребенком песенки. Слушая их ежедневно, ребенок будет запоминать слова песен и напевать их вместе с вами. Во время игр с малышом старайтесь говорить с ним стихами. Поиграйте в игру «рифмовки». Пусть ребенок скажет слово, а вы подберите другое, созвучное ему. И наоборот, пусть попробует это сделать сам малыш. Прогуливаясь на улице, вспоминайте небольшие стихи или их небольшие части, о природе. Показывайте ребенку, о чем вы рассказываете. Дети, которым интересно учить стихи, быстрее учатся запоминать их.

Очень важно научиться запоминать. Поэзия сможет обогатить духовный мир маленького человечка, разовьет у него чувство прекрасного, а сам процесс заучивания хорошо натренирует память.

            

 Литература:

1.Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.

  1. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: III тур, 2003. – 318 с.

3.Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 1999. – 160 с.

  1. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) / Е.А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

 

 

Подготовила учитель-дефектолог :                      А.В.Давыдовская

 

свернуть

Консультация "Весело играем"

Консультация для родителей

 

«Весело играем – свою речь развиваем…»

 

Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.

Время идет, речь постепенно исправляется.

Но всегда ли? К сожалению, нет.

Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Что больше всего любит делать ваш малыш?

Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них…

Игры с пальчиками

Такие игры известны с давних времен.

 В любой русской семье, мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою, и загибая пальчики, приговаривала:

Сорока-белобока дрова собирала, Печку топила, кашу варила, Деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала... А этому не дала: Он дрова не колол, Печку не топил, Кашу не варил...

Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых и сейчас используются в работе с младшими дошкольниками. Существует немало сборников текстов для пальчиковых игр.

Лепка

Почти любая ручная работа в итоге приводит к тренировке мускулатуры и координации движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка к письму.

Мы много раз убеждались: как бы взрослые ни старались объяснить или даже показать малышу, как правильно вылепить из глины или пластилина какую-нибудь фигурку, без их помощи он почти никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он создает, это шарик или колбаска.

Но и данная работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик можно надавить пальчиком, который потом будет участвовать в письме, а колбаску сделать тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для письма пальцами.

Так что лепка — дело весьма полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный» эффект, можно предложить детям лепить посуду.

Кто знает, может быть, рука древнего человека развивалась именно благодаря необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры, чаши, вазы, плошки, кувшины. (Заметьте, сколько новых слов появляется в лексиконе малыша!)

Глиняный шарик надо разминать пальцами, продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки», чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька.

Вся эта замечательная работа косвенным образом служит самому главному, к чему без карандаша и бумаги готовится рука ребенка, — умению писать.

Штриховки

Также для развития мелкой моторики можно использовать различные штриховки как предметных, так и сюжетных картинок. Очень действенным будет метод обведения картинок по контуру, дорисовывание предметов.

Рисунки на песке

Рисунки на песке являются наиболее интересным занятием для детей. Они могут рисовать на песке любые сюжеты, чертить геометрические фигуры, писать буквы и цифры.

Итак, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, играйте с вашим ребенком в такие игры и развивайте его речь!

                          

   Список использованных источников:

  1. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
  3. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 109 с.

 

 

                                        Подготовила учитель-дефектолог: А.В.Давыдовская

 

свернуть

Консультация " Когда следует обращаться к логопеду"

 

Консультация для родителей

 

«Когда следует обращаться  к логопеду?»

 

Проблема обращения к такому специалисту, как учитель-дефектолог(логопед), встает перед каждой семьей с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду,  не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребенка и требуют консультации со специалистом.

Многие родители ищут специальные центры, где  логопед мог бы позаниматься с ребенком. Причем беспокойство у родителей может не успокаиваться, даже если логопед в детском саду присутствует, но, как кажется мамам и папам, оказывает их ребенку мало внимания.

Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку без явных нарушений?

 С малышами с серьезными нарушениями, как правило, учитель-дефектолог занимается в специальных группах.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года:

- ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

- в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

- он не повторяет за Вами слова или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой).

если в 4 года:

- у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов);

- ребенок не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма).

если в 5-6 лет:

- все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

- ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Учитель-дефектолог поможет:

- скорректировать произношение. В частности, детский логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;

- подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;

- провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д.

 

Список использованных источников :

 

1.Акименко, В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2006.

2.Куликовская, Татьяна Анатольевна Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Куликовская Татьяна Анатольевна. - М.: ГНОМ и Д, 2016.

3.Купенчук, О. Логопед советует / О. Купенчук. - М.: Детство-Пресс, 2014.

 

 

 

Консультацию подготовила:

учитель-дефектолог

Давыдовская Анна Владимировна

 

 

 

 

свернуть