Измер Д.В.

    Уважаемые родители! Данная консультация поможет вам самостоятельно разобраться правильно ли ваш ребёнок произносит звуки на определённом возрастном этапе.      

    Прочитайте внимательно особенности появления звуков в онтогенезе (чуть ниже), затем дайте картинки  и попросите ребёнка назвать их либо попросите просто повторить слова за вами. После этого сравните  результат с таблицей.

 

 

Примерный список слов

(звук находится в начале, середине конце слова),

 на которые можно подобрать картинки:

[с]  – санки, оса, нос;

[с’] – семь, апельсин, гусь;

[з] – замок, коза;

[з’] – зима, магазин;

[ц ]– цапля, овца, палец;

[ш] – шапка, машина, мышь;

[ж] –жук, лыжи;

[ч] – чайник, качели, мяч;

[щ] -- щука, овощи, плащ;

[л] – лампа, балалайка, дятел;

[л’] – лимон, пальма, фасоль;

[р]  – ракета, картошка, комар;

[р’] – репка, карета, дверь;

[к] – кошка, окно, летчик;

[г] – город, огород, дог;

[х] – хлеб, охота, ах.

Особенности звукопроизношения у детей:

2-3 года

    Фонетическая сторона речи ребенка третьего года жизни несовершенна из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Ребенок освоил гласные ([А], [У], [О], [И]) и согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’] и к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’]. До трех лет физиологической нормой считается некоторое смягчение твердых парных согласных звуков, то есть все освоенные твердые парные согласные могут звучать как полумягкие.    Все звуки позднего онтогенеза ребенок третьего года жизни, как правило, опускает или заменяет на более простые. И это является физиологической нормой.  

3-4 года

   Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат, и сонорных звуков. Правда у большинства детей появляется звук [Л’]. Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [С] на [Т], [Т’] или [С’], [Р] на [J], [Л’] или опускается и т.п.). К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С’], [З], [З’] и хорошо различает их в речевом потоке.

4-5 лет

     Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж]), а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или опускаться. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает.

 

5-6 лет

   В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что тоже  считается физиологической нормой.

 

Физиологические замены - это типичные замены, те, которые считаются нормой. Патологические замены - нужно обязательно коррегировать.

   И помните, все дети очень индивидуальны. У каждого по - своему развивается организм, у каждого разная генетика и условия воспитания. Так, у некоторых трёхлетних дошкольников может быть звук [Р], а у некоторых шестилетних детей будут нарушены шипящие звуки.

   Если самостоятельно разобраться в состоянии звукопроизношения Вашего малыша не получается, - обратитесь за помощью к учителю - дефектологу. Он даст Вам квалифицированный ответ и инструкцию к последующим действиям.

Список использованной литературы:

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. 
  4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

 

 

 

О пользе дыхательной гимнастики

Родителям на заметку! О пользе дыхательной гимнастики!

Правильное дыхание очень важно для развития речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, с захлёбыванием.

Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.

Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания.

Уважаемые родители!

Перед тем, как выполнять дыхательные упражнения, необходимо помнить:

  1. дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда;
  2. необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди;
  3. вдох надо делать через нос, плечи не поднимать;
  4. следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами).

Предлагаю Вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей:

  • «Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - "ж-ж-ж", одновременно опуская руки вниз;
  • «Одуванчик» - вытянуть  губы  вперёд  трубочкой  и  длительно  дуть  на ватный шарик, зафиксированный на ниточке;
  • «Дудочка» - ребенку предлагается поиграть на дудочке или подуть в свисток с разной силой, для получения звучания разной силы;
  • «Загони мяч» - вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный ша­рик на столе, стараясь за­гнать его в «ворота» (между двумя карандашами);
  • «Греем ручки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Таким образом, регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

 

ПРАВИЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ - ОСНОВА ДЛЯ НОРМАЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, РЕЧИ В ЦЕЛОМ.

 

подготовила:

учитель-дефектолог

Л.И.Курец

свернуть