Измер Д.В.

    Уважаемые родители! Данная консультация поможет вам самостоятельно разобраться правильно ли ваш ребёнок произносит звуки на определённом возрастном этапе.      

    Прочитайте внимательно особенности появления звуков в онтогенезе (чуть ниже), затем дайте картинки  и попросите ребёнка назвать их либо попросите просто повторить слова за вами. После этого сравните  результат с таблицей.

 

 

Примерный список слов

(звук находится в начале, середине конце слова),

 на которые можно подобрать картинки:

[с]  – санки, оса, нос;

[с’] – семь, апельсин, гусь;

[з] – замок, коза;

[з’] – зима, магазин;

[ц ]– цапля, овца, палец;

[ш] – шапка, машина, мышь;

[ж] –жук, лыжи;

[ч] – чайник, качели, мяч;

[щ] -- щука, овощи, плащ;

[л] – лампа, балалайка, дятел;

[л’] – лимон, пальма, фасоль;

[р]  – ракета, картошка, комар;

[р’] – репка, карета, дверь;

[к] – кошка, окно, летчик;

[г] – город, огород, дог;

[х] – хлеб, охота, ах.

Особенности звукопроизношения у детей:

2-3 года

    Фонетическая сторона речи ребенка третьего года жизни несовершенна из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Ребенок освоил гласные ([А], [У], [О], [И]) и согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’] и к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’]. До трех лет физиологической нормой считается некоторое смягчение твердых парных согласных звуков, то есть все освоенные твердые парные согласные могут звучать как полумягкие.    Все звуки позднего онтогенеза ребенок третьего года жизни, как правило, опускает или заменяет на более простые. И это является физиологической нормой.  

3-4 года

   Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат, и сонорных звуков. Правда у большинства детей появляется звук [Л’]. Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [С] на [Т], [Т’] или [С’], [Р] на [J], [Л’] или опускается и т.п.). К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С’], [З], [З’] и хорошо различает их в речевом потоке.

4-5 лет

     Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж]), а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или опускаться. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает.

 

5-6 лет

   В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что тоже  считается физиологической нормой.

 

Физиологические замены - это типичные замены, те, которые считаются нормой. Патологические замены - нужно обязательно коррегировать.

   И помните, все дети очень индивидуальны. У каждого по - своему развивается организм, у каждого разная генетика и условия воспитания. Так, у некоторых трёхлетних дошкольников может быть звук [Р], а у некоторых шестилетних детей будут нарушены шипящие звуки.

   Если самостоятельно разобраться в состоянии звукопроизношения Вашего малыша не получается, - обратитесь за помощью к учителю - дефектологу. Он даст Вам квалифицированный ответ и инструкцию к последующим действиям.

Список использованной литературы:

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 
  2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.
  3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. 
  4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.

 

 

 

  Речь взрослого - образец для подражания

 

Неправильная речь окружающих взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюканье» часто  являются причиной  дефектного звукопроизношения и нарушения речи в общем у детей.

   Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с его физическим и умственным развитием. Полноценное речевое развитие малыша невозможно без правильной речевой среды.

   Также, можно отметить  нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Ребенок, неосознанно, подражая родным, искажает определенные звуки речи. Как правило, родители  прибывают в полной уверенности, что этот дефект наследственный и  передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

   Пагубным для речевого развития ребёнка является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Ребёнок неосознанно перенимает темп и произношение, то есть, срабатывает механизм подражания. У ребенка возникают трудности в усвоении звуко-слоговой структуры слов. Малыш не может разобрать услышанное и воспроизвести полноценно он тоже это не сможет. При быстрой речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи.

   Если в семье ребёнка «двуязычие», то это также может стать большой проблемой. На занятиях ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков, не используют второй язык.

   Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь, копируя его неправильное произношение. Следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает подобный способ общения, предполагая, что родителям так нравится, так правильно - и не торопится что-то исправлять в собственной речи.

   Воспитывая малыша, нужно так же помнить о возрастных нормах речевого развития. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. И ждут, "чуда"... Такой стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают то время, когда нарушение можно исправить гораздо быстрее и проще.

   Случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка, не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом, можно назвать педагогической запущенностью.

   Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей (т.е. ограниченный активный и пассивный словарь). Этот пагубный фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых, не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать и выразить свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них - катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему интересную книгу или поговорить. Вопрос лишь в том, хорошо ли это?

   Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Что делать в таких случаях? Ответ - обратиться к специалисту и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным, речь превратится в правильную и красивую.

   Но можно выделить несколько основных правил, которые должны выполнять и родители:

- проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

- четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания только на правильном образце.

- создание благоприятной речевой среды, организация игр, стимулирующих речевую активность детей.

- создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

- своевременное обращение за консультацией к специалисту, при неправильном развитии речи ребенка.

- необходимо грамотно воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботиться о том, чтобы он слышал правильную, спокойную неторопливую речь.                                                                

- родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов.

- особенно отчетливо и выразительно следует произносить новые для ребенка слова.      

-  запрещается «подстраиваться» под неправильную детскую речь и недопустимо искажать слова.

      Будьте внимательны, уважаемые родители, к своим детям! Не откладывайте решение речевых проблем вашего малыша на "потом".

 

Список использованных источников:

1.Волков Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М.: Творческий Центр, 2003      

2.Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. – М.: Интор, 1996

3.Фромм А. А. Азбука для родителей. – М.: Знание, 1994

Электронные ресурсы:

1.Портал DEFEKTOLOG.BY