Уважаемые родители! Данная консультация поможет вам самостоятельно разобраться правильно ли ваш ребёнок произносит звуки на определённом возрастном этапе.
Прочитайте внимательно особенности появления звуков в онтогенезе (чуть ниже), затем дайте картинки и попросите ребёнка назвать их либо попросите просто повторить слова за вами. После этого сравните результат с таблицей.
Примерный список слов
(звук находится в начале, середине конце слова),
на которые можно подобрать картинки:
[с] – санки, оса, нос;
[с’] – семь, апельсин, гусь;
[з] – замок, коза;
[з’] – зима, магазин;
[ц ]– цапля, овца, палец;
[ш] – шапка, машина, мышь;
[ж] –жук, лыжи;
[ч] – чайник, качели, мяч;
[щ] -- щука, овощи, плащ;
[л] – лампа, балалайка, дятел;
[л’] – лимон, пальма, фасоль;
[р] – ракета, картошка, комар;
[р’] – репка, карета, дверь;
[к] – кошка, окно, летчик;
[г] – город, огород, дог;
[х] – хлеб, охота, ах.
Особенности звукопроизношения у детей:
2-3 года
Фонетическая сторона речи ребенка третьего года жизни несовершенна из-за несовершенства артикуляционного аппарата. Ребенок освоил гласные ([А], [У], [О], [И]) и согласные раннего онтогенеза [К], [К’], [Г], [Г’], [М], [М’], [П, ][П’], [Б], [Б’], [Т], [Т’], [Д], [Д’], [Н], [Н’] и к концу третьего года [В], [В’], [Ф], [Ф’] [Ы], [Э], [Х], [Х’], [С’], [З’], [Л’]. До трех лет физиологической нормой считается некоторое смягчение твердых парных согласных звуков, то есть все освоенные твердые парные согласные могут звучать как полумягкие. Все звуки позднего онтогенеза ребенок третьего года жизни, как правило, опускает или заменяет на более простые. И это является физиологической нормой.
3-4 года
Отмечается нарушение произношения свистящих, шипящих, аффрикат, и сонорных звуков. Правда у большинства детей появляется звук [Л’]. Сложные звуки по-прежнему заменяются более простыми (например, [С] на [Т], [Т’] или [С’], [Р] на [J], [Л’] или опускается и т.п.). К четырем годам большая часть детей правильно произносит свистящие звуки: [С], [С’], [З], [З’] и хорошо различает их в речевом потоке.
4-5 лет
Ребенок пятого года жизни осваивает подгруппу свистящих звуков, и уже правильно произносит в речевом потоке звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц] и, более того, дифференцирует их между собой. Еще возможно нарушение произношения шипящих, аффрикат, соноров. Например, шипящие звуки ребенок может заменять на свистящие ([Ш] на [С], а [З] на [Ж]), а звуки [Р], [Р’], [Л] могут заменяться на [Л’], [J] или опускаться. Звуки [Ч] и [Щ] ребенок пятого года жизни, как правило, смягчает.
5-6 лет
В это время наблюдается активное становление фонетической стороны речи, поэтому к пяти годам и шипящие звуки как правило произносятся правильно и дифференцированы в речевом потоке, уходит смягчение звуков [Ч] и [Щ]. Многие дети осваивают звук [Л]. И только звуки [Р] и [Р’] заменяются на [Л] и [Л’], либо [J], либо опускаются, что тоже считается физиологической нормой.
Физиологические замены - это типичные замены, те, которые считаются нормой. Патологические замены - нужно обязательно коррегировать.
И помните, все дети очень индивидуальны. У каждого по - своему развивается организм, у каждого разная генетика и условия воспитания. Так, у некоторых трёхлетних дошкольников может быть звук [Р], а у некоторых шестилетних детей будут нарушены шипящие звуки.
Если самостоятельно разобраться в состоянии звукопроизношения Вашего малыша не получается, - обратитесь за помощью к учителю - дефектологу. Он даст Вам квалифицированный ответ и инструкцию к последующим действиям.
Список использованной литературы:
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.