Развитие фонематического слуха и речевой моторики

Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха
и речевой моторики.

1. Развитие фонематического слуха. Повторяйте слова парами:

жар — шар
Саша — сажа
накал — шакал
бык — шик
дар — шар
мыло — шило

сутки — шутки
миска — мишка
крыса — крышка
топот — шепот
стык – штык  

споры — шпоры

2. Развитие речевой моторики:

а) высовывайте язык наружу «лопатой» (бя-бя, мя-мя);

б) высовывайте язык «жалом»;

в) присасывайте спинку языка к нёбу сначала при закрытых челюстях,

а затем при раскрытых («лошадка»);

г) присасывайте язык без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием

рта (кончик языка касается верхней десны —«гармошка»);

д) кончик языка подводите под верхнюю губу и со щелканьем отрывайте,

втягивайте вниз – назад.

Звуки [ш] и [ж] — упражнения:

а) для губ: округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке [о].
Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов.
Расслабить губы и повторить 5—6 раз;

б) для развития выдоха: округлить губы, с силой вытолкнуть воздух.
Контролировать выполнение ладонью (теплая струя воздуха);

в) для языка: поднять язык к передней части нёба с помощью
плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу.
Зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении
некоторое время, повторить 8—10 раз.

 

Подготовила

учитель-дефектолог

Давыдовская А.В.