Областной педагогический проект "Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста посредством визуализации" (2022-2025)

Актуальность педагогического проекта

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания и развития у детей интереса к художественной литературе и фольклору. Литературные произведения открывают детям удивительный мир человеческих чувств и расширяют их кругозор, помогают овладеть образностью, мелодичностью и красотой родного языка. Развитие интереса к фольклору является одной из основных задач образовательной области “Художественная литература” учебной программы дошкольного возраста. 

На протяжении длительного времени содержание данной образовательной области реализовывалось преимущественно в нерегламентированной деятельности, что привело к снижению профессиональной компетентности педагогов по данному направлению и дефициту демонстрационной наглядности в учреждениях дошкольного образования. С 2019/2020 учебного года, в соответствии с учебным планом, во всех возрастных группах проводятся занятия по образовательной области “Художественная литература”. В настоящее время одной из проблем в данном направлении является отсутствие системности в планировании и проведении специально организованной деятельности. 

Общение с детьми и их родителями подтверждает исследования ученых о том, что в современных семьях чтение литературы всё чаще заменяется просмотром мультфильмов и компьютерными играми. Таким образом, традиция “семейного чтения и колыбельных”, а также передача устного народного творчества из поколения в поколение находятся под угрозой исчезновения.

Кроме того, практика работы показывает, что у большинства детей снижен интерес к произведениям фольклора (колыбельным, поговоркам, закличкам, небылицам, дразнилкам), который проявляется в том, что воспитанники не проявляют инициативу и практически не употребляют в общении или игровой деятельности данные произведения, также затрудняются воспроизвести их по просьбе воспитателя. В специально организованной и нерегламентированной деятельности преобладают загадки и считалки, которые используются педагогами чаще всего как методический приём. Как следствие, в условиях сниженного интереса к фольклору, детям тяжело понять эмоционально-образное содержание и характер произведения такого жанра.

Одним из основных педагогических принципов в дошкольном образовании является принцип наглядности, что обусловлено наглядно-образным мышлением ребенка-дошкольника. Вместе с тем, события и герои фольклорных произведений часто содержат нереальные факты или имеют фантастические свойства, которые порой затруднительно продемонстрировать детям с помощью традиционной наглядности. Таким образом, особую актуальность в современном образовательном процессе приобретает визуализация, которая обеспечивает синтез знаний и позволяет опосредованно, наглядно представить явление, объект или ситуацию. Визуализация позволяет преподнести дошкольникам абстрактную, объёмную, трудную в усвоении информацию в образной, легко запоминающейся форме.

Цель: развитие интереса к малым жанрам фольклора у детей дошкольного возраста средствами визуализации

Задачи:  

  1. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие интереса к фольклорным произведениям у детей.
  2. Создать модель развития интереса к фольклорным произведениям у детей дошкольного возраста средствами визуализации и внедрить её в образовательный процесс.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии интереса к фольклорным произведениям у детей дошкольного возраста.
  4. Расширить представления родителей о влиянии фольклорных произведений на личностное развитие и патриотическое воспитание воспитанников.
  5. Систематизировать диагностический материал для выявления уровня интереса к фольклорным произведениям у детей.
свернуть