Предлагаем ряд упражнений на развитие фонематического слуха
и речевой моторики.
1. Развитие фонематического слуха. Повторяйте слова парами:
жар — шар
Саша — сажа
накал — шакал
бык — шик
дар — шар
мыло — шило
сутки — шутки
миска — мишка
крыса — крышка
топот — шепот
стык – штык
споры — шпоры
2. Развитие речевой моторики:
а) высовывайте язык наружу «лопатой» (бя-бя, мя-мя);
б) высовывайте язык «жалом»;
в) присасывайте спинку языка к нёбу сначала при закрытых челюстях,
а затем при раскрытых («лошадка»);
г) присасывайте язык без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием
рта (кончик языка касается верхней десны —«гармошка»);
д) кончик языка подводите под верхнюю губу и со щелканьем отрывайте,
втягивайте вниз – назад.
Звуки [ш] и [ж] — упражнения:
а) для губ: округлить губы и вытянуть вперед, как при звуке [о].
Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов.
Расслабить губы и повторить 5—6 раз;
б) для развития выдоха: округлить губы, с силой вытолкнуть воздух.
Контролировать выполнение ладонью (теплая струя воздуха);
в) для языка: поднять язык к передней части нёба с помощью
плоской палочки, подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу.
Зубы разомкнуть, губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении
некоторое время, повторить 8—10 раз.
Подготовила
учитель-дефектолог
Давыдовская А.В.