2 АПРЕЛЯ – ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АУТИЗМЕ

02.04.2019

 

Что такое аутизм?

  • Аутизм - это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни.
  • Основная проблема аутизма заключается в непонимании, невосприятии событий, происходящих вокруг. Но диагностирование на ранней стадии и лечение помогают все большему количеству людей полностью реализовать свой потенциал.
  • Аутизм имеет тенденцию развиваться в определенных семьях, поэтому ученые предполагают, что аутизм можно унаследовать. Ученые сейчас пытаются выяснить, какие именно гены отвечают за передачу аутизма в семьях. Родители детей, страдающих от аутизма утверждают, что их дети предпочитают играть в одиночестве и избегают зрительного контакта. 

Какие симптомы аутизма?

Симптомы         практически  всегда проявляются до 3 лет. Обычно родители замечают, что ребенок еще не умеет говорить и не ведет себя так, как дети его возраста. Ребенок также может начать говорить в том же возрасте, что и остальные дети, а потом утратить приобретенные языковые навыки. Характерной чертой психического развития при аутизме является противоречивость, неоднозначность проявлений его нарушения. Аутичный ребенок может быть и высокоинтеллектуальным, и умственно отсталым, может быть одаренным в какой-то области (музыка, математика), но при этом не иметь простейших бытовых и социальных навыков. Один и тот же ребенок в разных ситуациях может быть неуклюжим, а может демонстрировать удивительную моторную ловкость.

Аутичный ребенок крайне связан собственными сложившимися стереотипами. Весь его внутренний мир зажат в жесткие рамки, выход за которые для него является трагедией. Это связано прежде всего с боязнью всего нового. В частности, аутичные дети могут бояться бытовых электроприборов, издающих резкие звуки, шума воды, темноты или яркого света, закрытых дверей, одежды с высоким воротом и т.д.

К симптомам аутизма относят:

  • Отставание в обучение говорить, ребенок может вообще не говорить. Ребенок может казаться глухим, даже если проверка слуха показывает, что со слухом все в порядке.
  • Повторяемые используемые интересы и повторяющиеся непонятная определенным сильно расстраиваются, приходится изменять рутину.
  • Подростки часто впадают в депрессию и очень сильно переживают, особенно если уровень интеллекта у них средний или выше среднего.
  • У некоторых детей к подростковому возрасту могут начаться припадки, например, эпилепсия.

Как распознать аутизм?

  • Социальное взаимодействие и взаимоотношения. Например, у ребенка могут быть проблемы со зрительным контактом. Людям, страдающим аутизмом, очень трудно понять чувства окружающих, например, боль или грусть.
  • Вербальная и невербальная коммуникация. Например, ребенок может никогда не научится говорить. Либо же он может снова и снова повторять определенную фразу.
  • Ограниченный интерес к разным видам деятельности и играм.

Например, дети младшего возраста фокусируют внимание на частях игрушки, вместо того, чтоб играть с целой игрушкой. Дети постарше или взрослые могут проявлять интерес к определенным предметам, например, к игровым картам или номерным знакам на автомобилях.

Какие существуют способы лечения?

К способам лечения относят специальные бихевиористские тренинги. При таких тренингах поощряется хорошее поведение (позитивная мотивация) для того чтоб научить детей социальным навыкам и для того чтоб научить их как общаться и как обслуживать себя по мере взросления.

Если рано начать лечение, то большинство детей приучаются к тому, как необходимо относиться к окружающим. Они учатся общаться и учатся обходить себя по мере того, как они взрослеют.

В зависимости от ребенка, лечение также может включать такие вещи как речевую терапию или физическую терапию. Иногда используются медикаменты для того чтоб справиться с такими проблемами как депрессия или навязчивый невроз.

Способ лечения зависит от того какие симптомы проявляются у Вашего ребенка. Симптомы у всех разные и со временем могут измениться. Из-за того, что люди страдающие аутизмом сильно отличаются друг от друга, то, что помогло одному не обязательно должно помочь другому. Очень важно сотрудничать со

всеми, кто задействован в образовательном процессе ребенка и с теми, кто смотрит за ребенком, только так можно найти самый оптимальный способ справиться со всеми симптомами.

Как может семья справиться с тем, что у них есть ребенок, который болен аутизмом?

Важной частью программы по лечению ребенка является тот факт, что необходимо убедиться, что все члены семьи получили консультации по аутизму и знают как справиться с теми или иными проявлениями аутизма. Консультация поможет снизить напряжение в семье и поможет ребенку лучше функционировать. Некоторым семьям необходимо больше помощи, чем остальным.

Старайтесь воспользоваться всеми видами помощи, которые Вы можете найти. Поговорите с доктором, чтоб узнать какие виды помощи можно получить в Вашем районе. Семьи, друзья, общественные организации, организации по работе с аутизмом - все это возможные ресурсы.

Запомните эти советы:

  • Запланируйте отдых. Ежедневная забота о ребенке, страдающим аутизмом, требует значительных жертв. Запланированный отдых поможет всей семье.
  • Попросите о помощи, когда Ваш ребенок подрастет. Подростковый период может быть очень тяжелым для детей, страдающих аутизмом.
  • Общайтесь с другими семьями, в которых дети страдают аутизмом. Вы можете рассказать о своих проблемах и поделиться советами с людьми, которые Вас поймут.

Шпаргалка для взрослых, или Правила работы с аутичными детьми.

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие невербальные и вербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
  7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.).
  10. Избегать переутомления ребенка.

Подготовила учитель-дефектолог Сыромятникова Ольга Анатольевна